Previous Entry Share Next Entry
К вопросу о 23-м Бронеотряде 18-й дивизии.
domovoi_vchd

Рассматривание фотографий дело весьма любопытное и увлекательное. Недавно я писал о некоторых выводах, к которым привело таковое рассматривание фото орудий 2-й батареи 2-го Артдивизиона, ну и картинки связанные с деятельностью майора Девиса с его М-бомбами также выявили много интересного.

Сейчас же речь пойдет о красных, фотографий которых, к сожалению, существенно меньше, чем интервентов, но, все же, кое-что интересное попадается.

Попало мне в руки несколько таких фото, из которых особенное внимание привлекла вот эта фотография.

ГААО0010


Есть мнение, что это фото хранится в Архангельском музее, (поправка ув. as1919 - фото из Гос. архива Архангельской области) сотрудники которого, надо понимать, и дали соответствующую подпись: «Автоброневик «Коммунист» 1-й бригады 18-й стр. дивизии Архангельского фронта. Кочмас. 1919г.». Действительно, летом 1919г. на Плесецко-Селецком направлении действовали части 23-го Автобронеотряда, прикомандированные к 1-й бригаде 18-й дивизии. Более того, ранее я выкладывал «Дневник военных действий» этого отряда, каковое обстоятельство и побудило меня попытаться подробнее изучить приведенное фото и уточнить время и место, где таковое было сделано.

Задача оказалась весьма нетривиальной.

23-й Автобронеотряд был сформирован в Петрограде январе-феврале 1919г. Приказом по Управлению Петроградского Отдела Совета Центробронь с. г. за № 41 §2, командиром 18-го Авто-Броневого отряда был назначен тов. Попов Николай Матвеевич, который и формировал отряд. В марте отряд был отправлен в распоряжение 6-й армии, в Вологду, куда и прибыл 25 марта в составе:

- 84 чел. красноармейцев,

- 4-х броневых,

- 3 легковых,

- 3 грузовых машин,

- 1 цистерны,

- 2 мотоцикла и 1 самоката.

Автопарк отряда был весьма пестр и разнообразен. Из контекста упомянутого «Дневника» следует, что легковой парк был представлен машинами «Руссо-Балт» и «Фиат». Небольшой поиск показал, что единственным претендентом на роль упомянутого «Фиата» может быть только автомобиль марки «Fiat-zero». Одна из легковых машин «Руссо-Балт» (надо полагать значительно переделанная) изображена на приведенной выше фотографии. Какой марки была третья легковая машина, установить не удалось. Впрочем, есть основания полагать, что отряд имел два автомобиля «Руссо-Балт» и один «Фиат».

Грузовой парк, опять-таки, исходя из контекста «Дневника», включал в себя три автомобиля: 3-х и 1.5-тонные Фиаты и 3-х тонный автомобиль Паккард. Единственный 1.5-тонный «Фиат», имевшийся в период ПМВ, мог быть только «FIAT-15 ter», или его упрощенная модификация, специально сделанная для армии «FIAT-15 ter Militaire». С «3-тонным Фиатом» несколько сложнее, но, вероятно, это был «Фиат 18». Паккард же мог быть модификацией "ЗА", "ЗЕ" или "3D", производство которых было развернуто перед ПМВ.

Относительно упомянутой «цистерны» сложно сказать что-либо определенное, но Барятинский и Коломиец в своей книге «Бронеавтомобили Русской Армии» пишут, что наиболее распространенной в русской армии была автоцистерна на шасси 1.5-тонного грузовика «Уайт».

Мотоциклы были представлены двумя моделями: «Самбим» (так его именуют в «Дневнике», на самом деле правильно «Sunbeam») и «Индиан».

Что касается броневиков, то здесь удалось сделать весьма интересные выводы и немного уточнить сведения, приведенные Барятинским и Коломийцем в упомянутой книге.

Всего на вооружении отряда имелось 4 бронеавтомобиля. Причем совершенно точно известно, что два из них имели имена собственные – это броневик №6473 "Пестель" и другой № 6461 "Коммунист", каковые состояли в 2-м (командир Овсейко Константин) и 4-м отделениях (командир Марковский Вячеслав) отряда. Оба эти отделения были в распоряжении 1-й бригады 18-й дивизии на Селецком направлении, в районе Кочмас-Авда, причем 2-е отделение было отправлено туда 11 мая, а 4-е, соответственно, 16 мая. Немного позже – 21 июня – на ст. Емца отправилось 3-е отделение (командир Кудрявцев Василий) с броневиком «Фиат» №6583. Четвертый броневик, по-видимому, так и оставался в Вологде.

Правомерно предположить, что все 4 броневика были одинаковой марки. Судя по приведенному фото – «Армсронг-Уитворт». По крайней мере, два бронеавтомобиля – «Пестель» и «Коммунист» совершенно точно были однотипными, поскольку, при поломке броневиков 24 мая, из двух машин собрали одну – «Коммунист». «Пестель» же отправили в ремонт в Москву.

Описывая броневики «Армстронг-Уитворт», Барятинский и Коломиец упоминают о том, что машины этой марки были двух модификаций - бронекорпус изготавливался фирмой Armstrong-Witworth Co, а шасси для него фирма Charles Jarrott&Letts. В 1915г. стали использовать более мощное шасси «Фиат». Внешне эти броневики отличались только колесами – у «Жарротов» они были со спицами «велосипедного типа», а у «Фиатов» - с деревянными, так называемого «артиллерийского типа». Всего было поставлено 10 «Жарротов» и 30 «Фиатов».

В заключении Барятинский и Коломиец пишут:

Почти не осталось свидетельств и об участии броневиков обоих типов в Гражданской войне. Они упоминаются в перечне машин 9-го и 11-го автобронеотрядов Красной армии в 1918г. Две-три машины использовались в бронечастях Белой армии.

Однако, на сегодняшний день можно внести некоторые уточнения, и утверждать, что 23-й автобронеотряд 6-й армии имел на вооружении именно эти машины. По крайней мере, две из четырех совершенно точно.

А вот с уточнением времени и места съемки приведенной фотографии все оказалось совсем непросто, и выполнить эту задачу не удалось.


  • 1
Большое спасибо.

Уточнение: это фотография из Государственного архива Архангельской области.
Отличный комментарии. Спасибо!

Спасибо, сейчас поправлю.

Место это- окраина деревни Кочмас в сторону Авды. Кочмас- деревня исчезнувшая, до 1919 года была в 30 дворов и с церковью. В конце сентября 1919 года белые пошли в наступление, обрушив за несколько дней на деревню 30 000 снарядов. От этой бомбардировки возник ужасный пожар, все сгорело. Жители жили неподалеку в земляках всю зиму.. Судя по всему- мальчишки на фото- местные. Я полагаю на фото лето 1919 года.
С уважением, житель села Тарасово на Мехреньге.

  • 1
?

Log in